Постановка звуков

Постановка звуков

  Многие дети ошибочно произносят трудные для них звуки. Они могут пропускать эти звуки или заменять их на другие. В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного языка. Но если вы понимаете, что ваш ребенок в 4года не произносит практически все группы звуков, стоит уже задуматься об консультации у специалиста.

  При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.

  Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.

Исправление звуков проводится поэтапно:

  • подготовительный

  • постановка звука

  • автоматизация звука

  • этап дифференциации

  • введение в речь

   Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах мы рекомендуем развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи, а также включить упражнения на профилактику нарушения зрения, дисграфии, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

  Основой нашей работы является сквозная игра через все занятие, поскольку интерес и собственное желание ребенка произнести правильные звуки – это путь к успеху. Индивидуальная работа проводится на этапе постановке звука, затем ребенок, который уже хорошо произносит отдельно слова с поставленной группой звуков переходит на групповые занятия по логоритмике. Где занятия проводятся под живую музыку с яркими перевоплощениями и соревновательным характером.

  Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

  Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты отвечают нормам.


Постановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуковПостановка звуков